Федерация – традиционная для Германии форма государственного устройства. Германия как единое государство существует сравнительно недолго. Конституционное развитие Германии начинается со второй половины XIX в. В 60-е годы XIX в. в результате объединения под главенством Пруссии была создана Германская империя, окончательно оформившаяся принятием Конституции 1871 г. Вслед за свержением монархии в 1918 г. была принята Конституция 1919 г., именуемая Веймарской по названию города, где она разрабатывалась и одобрялась.
После прихода к власти Гитлера и установления нацистской диктатуры Веймарская конституция формально не была отменена, но фактически произошла смена государ ственного строя. В результате поражения в 1945 г. нацистской Германии в развязанной ею же самой Второй мировой войне ее территория была оккупирована войсками СССР, США, Великобритании и Франции. В 1949 г. на территории трех оккупационных зон в 1949 г. образовалась ФРГ, а на территории советской зоны - ГДР, в которой был установлен социалистический строй. В Западной Германии 24 мая 1949 г. вступил в силу Основной закон ФРГ. Этот закон рассматривался как временная конституция западной части страны на период до ее воссоединения. В ГДР также была принята Конституция в 1949 г., которая первоначально сохраняла некоторые черты Веймарской конституции 1919 г., но в 1968 г. в условиях психологического давления на избирателей была принята социалистическая Конституция. Конституция ГДР перестала действовать вместе с прекращением существования ГДР.
Юридической основой объединения Германии послужил многосторонний Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, заключенный ФРГ, ГДР, СССР, США, Великобританией и Францией. ГДР не присоединялась к ФРГ, но на территории ГДР были образованы земли, которые вошли в состав ФРГ. С 3 октября 1990 г. действие Основного закона ФРГ распространилось и на территорию бывшей ГДР.
В основу акта были положены конституционные традиции Германии (Конституция 1871 г., Веймарская конституция 1919 г.), учтены конституционные тенденции межвоенного и послевоенного времени.
Основной закон (ст. 20, 28) провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство. ФРГ - одно из первых государств в Европе, отличительной чертой которой стало провозглашение в Основном законе концепции правового государства.
Внутреннее единство правопорядка сочетается с признанием верховенства международного права: "Общие нормы международного права являются составной частью права федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории" (ст. 25 Основного закона). Провозглашен и принцип разделения властей как по горизонтали - установление разграничения в компетенции между органами одного уровня, федерального и земельного, так и по вертикали – разграничение компетенции между федерацией и землями.
Основной закон определяет ФРГ как социальное государство (ч.1 ст.20). Государство берет на себя ответственность за доступность каждому таких жизненно важных благ, как продовольствие, помощь в случае болезни, образование и тому подобное.
Основной закон говорит о ФРГ как о федеративном государстве (ч.1 ст. 20). Принцип федерализма относится к основополагающим принципам Конституции.
Регулируются также важные аспекты во внешнеполитической сфере. Устанавливаются запреты на действия, способные нарушить мирное существование народов.
По способу изменения Основной закон ФРГ можно отнести к жестким конституциям. В Конституции устанавливается, что "Основной закон" может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст Основного закона. Такой закон требует одобрения в две трети голосов депутатов Бундестага и в две трети голосов членов Бундесрата (ч. 1 и 2 ст. 79).
Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 разделов и 146 статей. За 50 лет существования Основного закона из 146 его статей были подвергнуты изменениям 100. Добавлены три новых раздела, в текс Основного закона включены новые статьи и исключен из него ряд прежних.
Конституционный контроль в ФРГ осуществляет специализиро-ванный судебный орган - Федеральный конституционный суд. Он начал свою работу в 1951 г. К его компетенции относится толкование Основного закона, проверка конституционности законов и иных нормативных актов, рассмотрение споров между федерациями и землями, споров между землями, рассмотрение индивидуальных жалоб граждан, которые полагают, что нарушены их конституционные права.
В случае если какой-либо суд сталкивается с делом, по которому может быть применен и Основной закон, и иной правовой акт, причем, по мнению суда, их нормы противоречат друг другу, суд обязан приостановить рассмотрение дела и обратиться в Федеральный конституционный суд с запросом о конституционности соответствующего нормативно-правового акта. Суд вправе продолжить рассмотрение дела по существу только после решения Федерального конституционного суда.
Есть вопрос? Мы отвечаем!
Начните свой виртуальный тур по городам Германии!
Хотите увидеть все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии?