Одним из самых выдающихся философов не только немецкой, но и мировой философской школы, безусловно является Иммануил Кант, который родился в 1724 году в Пруссии в городе Кенигсберг теперешний Калининград, в семье скромного ремесленника.
Историки считают, что именно работы Канта в 1780-е и 1790-е годы, послужили основанием для создания немецкого классического идеализма.
Основатель абсолютного идеализма, сторонник идеалистического монизма,
философ занимающий чуть ли не главное место в немецкой классической
философии – Георг Вильгельм Фридрих Гегель, родился в 1770 году. Гегель
отличался от своих философов современником тем, что рассматривал все
реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. Его
восприятие и его метафоры, были неподражаемы, а его философия
гениальна. Так, например если говорить о природе, то в ее эмпирических
проявлениях, Гегель смотрел на нее как на «чешую, которую сбрасывает в
своем движении змея абсолютной диалектики», он усматривал во всех вещах
«мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого
является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание
абсолютной идеи в собственном логове, ее проявление в «инобытии» в виде
явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека.
Выдающийся немецкий философ, основатель школы субъективного идеализма,
Иоганн Готлиб Фихте, который родился в 1762 году – занимает
значительное место в развитии немецкой классической философии. Его
субъективный идеализм заключался в том, что он отверг идеи Канта о
«вещах в себе», указывая на ее противоречивость, и считал, что мир –
это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект», он также
говорил, что существует два ряда действительности: объективный – не
зависящий от нашего сознания и воображаемый.
В исторической литературе, а также в мировой философии – неме́цкой
класси́ческой филосо́фией называется этап развития философской школы в
Германии, на рубеже XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта,
Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.
Говоря о зарождение немецкой философии, как таковой, нельзя не сказать
о том, что основанием немецкого идеализма, или немецкой классической
философии, послужили работы Иммануила Канта в 1780-е и 1790-е годы.
Предложенное Кантом мировоззрение и его философские взгляды, были тесно
связаны с романтизмом и революционно настроенными политиками эпохи
Просвещения.
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который
ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом
смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет
собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а
тем самым и вершину домарксистской философии вообще. Перечислим по крайней мере
некоторые из ее положительных моментов. Философия Канта довершает поэтическую
(ноэ-ма, ноэзис. — Пер.) философию. В философии Канта нашло свое выражение
теоретическое отражение рефлексии человеческой свободы и равенства в период до
французской революции. В немецкой классической философии мы находим зачатки
«философии активной стороны» у Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга,
его же концепцию «динамического процесса» в природе, близкую к
материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, близкую к
реальности и в то же время благодаря своему идеализму далекую от нее. Начиная с
Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым
отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.