Государственная система профессионального образо вания обязательна для выпускников полной народной шко лы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течении 3 лет по 6 - 8 часов в неделю. Программа обучения в этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают в основ ном знания, связанные с их специальностью.
В некоторых профессиональных школах есть общеоб разовательные классы, окончание которых дают право на поступление в профессиональные школы повышенного ти па.
Система профессиональных школ повышенного ти па весьма разнообразна. Она включает множество «школ специальностей» - домоводческие, медицинские, сельскохо зяйственные и др.. со сроком обучения 1-4 года. Эти шко лы готовят квалифицированных работников главным обра зом для сферы обслуживания.
Имеется также небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или 10 классов гимназии. Срок обучения в них 2-3 года, в течении которых готовятся специалисты средней квалификации (техники) и инженеры широкого профиля.
Система профессионального образования Германии высоко оценивается во всем мире. Она предполагает парал лельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. Училище подводит под полученные на фирме знания теоре тическую основу и расширяет общий кругозор. 80 % уча щихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. Для остальных создаются особые клас сы «без практического обучения», что считается крайне не престижным. По окончании курса обучения в профессио нальном училище выдается свидетельство, которое дейст вительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.
Несмотря на достоинства профессионального обуче ния в ФРГ, в настоящее время оно испытывает определен ные трудности. По специальностям пищевой промышлен ности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает; в сфере управления, организации, подготовки офисных ра ботников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция: число желающих обу чаться этим профессиям от общего числа претендентов на профессиональное образование превышает число учебных мест в данных областях и их общее количество в профес сиональных училищах.
В восточных землях в системе профессионального об разования в настоящее время происходят некоторые изме нения. После объединения страны число учащихся ПТУ со кратилось примерно на треть. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую сту пень обучения. Другой причиной стало то, что предприятия, при которых находились профессиональные училища, в значительной мере обанкротились и закрываются, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и лишних издержек, к источнику которых они от носят и расходы на профессиональные училища. Прави тельство Германии стремится поддержать профессиональ ные училища, одновременно приводя их в рамки дейст вующих в старых землях систем профессионального обра зования.
Вводится дуалистическая система с двойной ответст венностью образовательных учреждений и фирм за про фессиональное образование (хотя и в ГДР профессиональ ные училища основывались на сочетании теоретического и практического обучения).
Принята программа помощи профессиональному обра зованию в новых землях с целью максимально сбалансиро вать спрос и предложения на учебные места. Программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных предприятий на мелкие и средние, которые, как и в старых землях, должны составлять основу промышленно сти. Предполагается, что именно на небольших фирмах бу дут в перспективе проходить практическое обучение ученики профессиональных училищ. Чтобы заинтересовать ма лые и средние предприятия в содействии профессиональ ному образованию, предусмотрены дотации на каждого ученика.
Опекунский совет, в ведении которого находится вся собственность бывшей ГДР и который занимается привати зацией государственных предприятий, предусматривает в контрактах на продажу заводов и фабрик в частные руки сохранение определенного количества мест. В целом опти мальным средством расширения числа учебных мест для учащихся профессиональных училищ является создание атмосферы материальной заинтересованности фирм.
Есть вопрос? Мы отвечаем!
Начните свой виртуальный тур по городам Германии!
Хотите увидеть все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии?